Аренда некапитального строения под офис

Компания планирует заключить договор аренды здания модульного типа для размещения офиса и склада (объект не имеет Свидетельства о регистрации, по словам собственника относится к легковозводимой конструкции и не подлежит регистрации)у физического лица, из коммуникаций подведено только электричество. Какие налоговые и административные риски (в части условий нахождения сотрудников) несет компания-арендатор при заключении такого договора. Затраты на аренду планируем относить на расходы, уменьшающие налог на прибыль.

Отвечает Ваш персональный эксперт

Под офис арендовать можно только капитальное строение, которое имеет присвоенный юридический адрес.

Это связано с тем, что организация обязана максимально возможным способом конкретизировать свой юридический адрес (указать номер офиса и т.д.), для того чтобы проверяющие инспекторы не наталкивались на какие-либо препятствия при розыске проверяемого лица.

При этом у Вас на данный момент не только налоговые риски, связанные с возможностью ликвидации организации в виду ненахождения организации по адресу, указанному в ЕГРЮЛ.

Дело в том, что в гражданском законодательстве риски неполучения поступившей корреспонденции так же несет адресат. То есть в юридически значимом сообщении содержится информация об односторонней сделке, то при невручении сообщения по обстоятельствам, зависящим от адресата, считается, что содержание сообщения он воспринял и сделка повлекла желаемые последствия (например, договор считается расторгнутым вследствие одностороннего отказа от его исполнения).

Такие разъяснения содержатся в п. 67 постановления Пленума Верховного суда РФ № 25.

Так же если в процессе исполнения заключенного договора банковского счета будет установлено, что клиент не находится по адресу государственной регистрации, это может стать основанием для расторжения договора банковского счета (п. 5, п. 5.2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, Постановление Президиума ВАС РФ от 27.04.2010 № 1307/10).

Нарушение административного характера в данном случае нет.

Обоснование

Из статья журнала Главбух № 17, сентября 2014

Что предпринять, если у инспектора появились претензии к юридическому адресу вашей компании

<…>

Скажите, фактический адрес вашей компании совпадает с юридическим? Если да, то беспокоиться не о чем — по крайней мере в этой части у налоговиков претензий точно не будет. Если же адреса различаются, то эта статья как раз для вас. Недавно ФНС выпустила подробные разъяснения о том, что должны делать инспекторы с компаниями, которые не находятся по своему официальному адресу. Главная установка — ликвидировать их (письмо от 25 июня 2014 г. № СА-4-14/12088). Насколько серьезны такие планы налоговиков и откуда они узнают о несовпадении адресов, вам станет известно из этой статьи.

Как налоговики узнают о несовпадении адресов

У налоговиков есть несколько источников, из которых они с достоверностью могут узнать, что компания по своему юридическому адресу не работает. Причем риски попасть под любой из возможных вариантов примерно одинаковы. Инспекторы могут использовать все способы одновременно.

Из почтовой корреспонденции. Налоговики отправляют запросы и требования только по юридическому адресу компании. Эти документы налоговики обязаны направлять заказным письмом с уведомлением о вручении. Письмо считается полученным организацией спустя шесть рабочих дней, и не важно, было ли оно по факту вручено представителю компании (п. 4 ст. 31 НК РФ). Если по юридическому адресу компания деятельность не ведет и корреспонденцию не забирает, то почта укажет это в уведомлении и отошлет письмо обратно в ИФНС. Когда инспекторы получают обратно письма с отметками «организация выбыла», это для них первая ласточка — компания подозрительная.

В ходе рейдов. Сейчас на местах среди инспекторов стали популярны личные визиты в офисы по юридическому адресу. Как правило, такие походы устраиваются не во все подряд компании, а в те, от которых возвращаются письма. А также у которых резко меняются поступления по налогам. Например, когда компания платила налоги, платила, а потом резко прекратила, в результате поступления несколько месяцев остаются нулевыми.

Инспекторы приглашают совершать визиты и представителей банка, в котором у компании открыт счет. И если окажется, что ее нет по юридическому адресу, то налоговики будут настаивать на расторжении договора банковского счета. Банкиры, как правило, не отказываются от рейдов. Выявлять клиентов с сомнительной репутацией от них требует Центробанк.

На проверках. Обнаружить несоответствие адресов налоговики могут в ходе выездной проверки, когда отправятся по адресу регистрации компании и не найдут никого из ее представителей.

Из документов контрагентов, Интернета и т. д. Узнать о несовпадении фактического и юридического адресов налоговики могут при проверке контрагента. Например, увидев в договоре реквизиты компании, где названы оба адреса. Или в счете-фактуре, где в строках 2а, 6а поставщики указали оба адреса. Могут запросить данные у собственника помещения о том, заключен ли договор аренды.

Также двойной адрес или фактический вместо юридического иногда бывает на упаковках продукции, в объявлениях, на сайте самой компании.

Что сделают налоговики, когда обнаружат несовпадение адресов

Обнаружив, что по адресу государственной регистрации компания свою деятельность не ведет, инспекторы должны ликвидировать компанию. Но это конечная цель, чтобы до нее добраться, инспекторам нужно провести еще ряд мероприятий (см. также схему ниже). И тут мы должны сказать, что на практике у налоговиков почти никогда не получается ликвидировать организации по причине несовпадения юридического и фактического адресов. Это признает в своих документах и ФНС. Причина в некачественной подготовке доказательств, поэтому руководство намерено лично проверять подготовку к суду.

<…>

Читайте также:

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *